photo by voorhes.com
Как 2,5 года рос
и менялся iFarm
В мире технологичных стартапов резкое изменение продукта, бизнес-модели или сферы деятельности называют пивотом (от англ. pivot — вращаться). Основатели и сотрудники iFarm рассказывают, через какие пивоты прошла компания за 2,5 года и что из этого вышло.
Возможность делать пивоты — одно из конкурентных преимуществ стартапов перед корпорациями. Если мы можем быстро меняться и подбирать эталонный продукт или бизнес-модель, то крупные компании себе такого позволить не могут: слишком многие процессы связаны друг с другом — если изменить один, придется менять и все остальные. Им очень тяжело просчитать последствия от нововведений. Мы же можем меняться, не боясь последствий.
Максим Чижов
директор по развитию iFarm
Пивот №1
От фермерских продуктов к SaaS-платформе
Было
iFarm — производитель фермерских овощей, зелени и ягод. «Подбирая стратегию масштабирования, мы поняли, что можем стать глобальным поставщиком конечной продукции, но на это нужны годы („Кока Кола“ вышла на международный рынок через 20 лет после основания, „Марс“ — через 50). Такое развитие событий нас не устраивало, и мы решили изменить продукт», — прокомментировал Чижов.
Стало
iFarm — разработчик и поставщик технологичных бизнес-решений для выращивания вкусных натуральных растений на вертикальных фермах в современной городской среде. Мы создаем SaaS-решение (от англ. software as a service — программное обеспечение как услуга), которое позволяет управлять таким производством в любой точке мира: от микроклимата до планирования посадок и последующей реализации урожая.
Используя приложение iFarm Growtune, клиенты могут выбрать культуры в виртуальном каталоге, задать вес урожая и нажать на кнопку. А на вертикальной ферме загрузятся все необходимые параметры микроклимата, включатся системы кондиционирования, освещения, подачи питания и углекислого газа. Система анализирует все процессы на ферме, уведомляя об отклонениях, если они возникают, о готовности урожая и многом другом. Уже сейчас для выявления отклонений в росте растений на ранних стадиях используются технологии компьютерного зрения и машинного обучения. А собственная нейронная сеть iFarm способна определять конкретные виды заболеваний.
Новый подход позволил iFarm выйти на международный рынок меньше, чем за 2 года. Компания основана в июне 2017 года, в мае 2018 года начались эксперименты с выращиванием зелени на вертикальных фермах, в январе 2019 года заработал первый промышленный объект, а в апреле 2019 года открылся офис в Хельсинки. Сейчас в финском шоу-руме iFarm заканчиваются строительно-отделочные работы.
Пивот №2
От светопрозрачных теплиц к вертикальным фермам и промышленному производству
Было
iFarm планировал продавать автоматизированные светопрозрачные теплицы частным заказчикам. «Это решение было чем-то средним между промышленными теплицами, которые занимают гектары, и небольшими парниками на огородах. Такого рынка в России пока что нет, и каждому потенциальному заказчику нам приходилось объяснять, как работает конструкция, и почему автоматизация справится с выращиванием овощей или ягод лучше человека. Но из-за того, что клиент выращивал бы растения только для себя, а не на продажу, окупаемость этого решения составляла 10-12 лет. Люди не хотели в него инвестировать», — рассказал Максим Чижов.
Стало
Специалисты iFarm разработали вертикальные фермы нескольких размеров, которые можно установить в любой точке мира за 2-6 месяцев. Заработать на них можно двумя способами:

  1. купить технологию, чтобы установить в своем городе и заниматься поставками конечной продукции в магазины и рестораны;

  2. инвестировать в промышленный объект, управлением которого занимается GrowMe — оператор вертикальных ферм на технологии iFarm.
Население Земли стремительно растет и к 2050 году составит 9,7 млрд человек, а земельные и водные ресурсы истощаются — как в результате традиционных методов ведения сельского хозяйства, так и вследствие промышленной деятельности. Размер рынка новых тепличных технологий (smart farming), которые смогут накормить человечество, сохраняя природные ресурсы, уже составляет $ 2,5 млрд, а к 2040 году достигнет $ 40 млрд. Это становится выгодным инвестированием средств.
Пивот №3
От биогумуса к питательным растворам
Было
В 2017—2018 годах агрономы iFarm выращивали овощи и ягоды в светопрозрачных теплицах, используя почву и биогумус — органическое удобрение, полученное в результате переработки остатков жизнедеятельности дождевых червей. «Выращивание на земле очень сложно контролировать: в каждой части грядки свой состав, температура, влажность. Чтобы получить единый по свойствам урожай, требовалось привести эти параметры к единому знаменателю, а значит установить датчики автоматизации буквально через каждый сантиметр. При таком подходе конечная продукция и технология были бы достаточно дорогими», — пояснила специалист по питанию растений iFarm Наталья Смирнова.
Стало
Агрономы iFarm выращивают зелень и ягоды на органическом кокосовом субстрате, торфе, минеральной вате (чистый субстрат, изготавливаемый на заводах) и методом аэропоники, когда корни растений получают питание, находясь прямо в воздухе. Агрохимики создают индивидуальные питательные растворы для культур, благодаря чему растения получают все необходимые микро- и макроэлементы.

По словам Натальи Смирновой, такой подход позволяет компании круглый год получать стабильные урожаи на промышленных объектах по всему миру. Стоимость конечной продукции не превышает средние показатели на рынках.
Пивот №4
От Arduino к промышленной автоматизации
Было
Самая первая автоматизация была на Arduino — простейшем электронном конструкторе. Она неплохо выполняла свои функции в небольших теплицах (до 20 м²): включала подачу питания, свет, открывала и закрывала форточки. Но для работы на промышленных объектах такая автоматизация не пригодна: слишком «хрупкая» и неустойчивая.
Стало
Команда программистов создает универсальный инструмент управления вертикальными фермами и глобальную самообучающуюся систему. Она не только регулирует параметры выращивания, но и непрерывно совершенствует агротехнические карты культур, привлекая минимальные человеческие ресурсы.
Стоимость создания такой системы достаточно высока, но для промышленного производства она необходима, поскольку гарантирует стабильность и бесперебойность работы всего предприятия, сохранность урожая и качество конечной продукции. А в будущем практически полностью исключит человеческий фактор из процесса выращивания растений.
Алексей Новокрещенко
Пивот №5
От стандартных LED-ламп к уникальным
Было
Компания закупала LED-лампы на рынке. По словам исполнительного директора iFarm Константина Ульянова, эксперименты с выращиванием растений под лампами чужого производства заканчивались позитивно далеко не всегда. Это не позволяло отточить технологию производства зелени и ягод, а также откладывало старт продаж вертикальных ферм.
Стало
Инженеры iFarm разработали техзадание, по которому в рамках контрактного производства на заводе «Вега-Абсолют» выпускаются оптимальные для вертикального выращивания растений LED-лампы. За счёт высокоэффективных светодиодов сократилось потребление электроэнергии на вертикальных фермах (сейчас ~90 Вт/м²), что сделало технологию еще доступнее.
В лабораториях iFarm мы активно экспериментируем с количеством света для оптимального роста растений и планируем определить спектр, необходимый каждой культуре на каждом этапе развития. Такой подход позволит покупателям нашей технологии выращивать вкусные продукты, экономить на электричестве и повышать рентабельность ферм.
Павел Зееман
руководитель инженерно-конструкторского отдела iFarm
Пивот №6
От строительства ферм за свой счет к построению сети локальных партнёров-дистрибуторов
Было
Компания строила фермы за свой счет, что смещало фокус с создания IT-продукта на строительство. «Мы поняли, что не хотим вкладывать ресурсы в возведение объектов. Нам интереснее предоставлять инструменты, с помощью которых люди смогут вырастить на вертикальных фермах все, что захотят», — пояснил Максим Чижов.
Стало
iFarm развивает сеть локальных партнеров-дистрибуторов по всему миру. Партнеры закупают у iFarm технологию и перепродают ее в своих странах. Кроме этого, они консультируют клиентов, выполняют гарантийное обслуживание ферм, а также строят каналы сбыта конечной продукции.
20
гипотез за 2,5 года проверила команда iFarm.
Такой подход позволяет компании сфокусироваться на создании IT-продуктов и агротехнологии и развиваться быстрыми темпами. В планах iFarm на 2020 год выйти на рынок Ближнего Востока (открыть вертикальные фермы в Катаре, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах), а также расширить экспансию в Европе — запустить после первой европейской фермы iFarm в Финляндии объекты в Швейцарии, Швеции, Болгарии и Великобритании.
27/12/2019
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы первыми узнавать наши новости
Рекомендуем также прочитать